RUEN
2019 Interactive Sustainability Report

Protection of water resources and rational water use

Reasonable and careful preservation of an ecosystem with clean water, access to water resources is one of the main factors of sustainable development. The company uses water resources rationally and implements measures to reduce the impact on water resources, protect them and replenish them in all regions of its presence, including modernizing infrastructure and introducing the best available technologies. The company aims to increase the share of recycled and consistently used water, environmentally safe handling of produced produced water, introduction of modern wastewater treatment systems.

The access to water bodies used in the interests of the Company is carried out in accordance with the legislation of the Russian Federation, as well as the resolutions of local regulatory authorities. The Company does not violate the rights to water and the access to it, including that for the local population. The territories of the Company's production activities do not belong to regions with a shortage of water resources.

 According to laboratory studies, the water quality in the main rivers of the Company's operations territory is maintained at a stable level, the content of chloride ions, oil and petroleum products in the dissolved and emulsified state does not exceed the established standards of the pollutants MPC.

 PJSC TATNEFT organized and held an annual contest "For maintaining the aesthetic condition of equipped springs and improving the water quality" for the 25th time in 2019.

 More than 500 springs have been cleared, repaired and architecturally arranged by the Company’s divisions within the territory of the Company's activities.

 Water resources management in the TATNEFT Group is carried out in compliance with the requirements of the Water Code of the Russian Federation and the federal law "On Subsurface Resources" on the basis of contracts for the right to use water bodies, decisions on the provision of water bodies for utilization, licenses for the right to use subsurface resources for the purpose of the underground water extraction.

 The Company arranged re-equipment of mechanical wastewater treatment unit of OOO Togliattikauchuk in 2019 to ensure the standard level of wastewater treatment and to completely exclude the discharge of polluted wastewater into the environment; the first system’s biological treatment unit was put into operation at the TANECO Complex; technological standards for the content of pollutants in wastewater are observed; the territories of the sites and the place of wastewater discharge are maintained in proper sanitary and ecological condition.

 During 2019, a significant amount of work was carried out to improve the reliability of pipelines for various purposes.

 Anti-corrosion pipes are used to ensure the reliable operation of oilfield pipelines.

 More than 500 stationary oil-collecting facilities and booms are maintained in working condition in proper order to prevent contamination of surface watercourses (rivers) and reservoirs with oil.

 In order to protect the land, surface and underground water sources, PJSC TATNEFT has carried out major repairs of more than 93 km of oil pipelines of the oil production and oil treatment systems, more than 80 km of water pipelines of the reservoir pressure maintenance system (RPM) using anti-corrosion design pipes, and performed a diagnostic examination of more than 3,493 km of pipelines.

 The water intake for the TATNEFT Group increased by 29% in 2019.

 The main reasons are:

 * expansion of own production, increase in production volumes;

* commissioning of new installations at the NP and NHZ Complex of JSC TANECO;

• new enterprises joining the TATNEFT Group (OOO Togliattikauchuk, OOO Togliattisintez).

DYNAMICS OF WATER INTAKE FOR OWN NEEDS FOR THE TATNEFT GROUP»,
MILLION M3

The main consumer of water in the TATNEFT Group is the "Exploration and production" business area, which accounts for 50% of the consumed amount. The "Other" section, inter alia, includes OOO "Togliattikauchuk" with a water consumption amount of 19.1 million m3.

Most of the Group's water is comes from suppliers ("Other Sources"), the largest of which is OOO "UPTZh dlya PPD".

DYNAMICS OF WATER INTAKE FOR OWN NEEDS OF THE TATNEFT GROUP,
MLN M3

DISTRIBUTION OF WATER INTAKE FOR OWN NEEDS BY WATER SOURCES IN 2019

The main sources of water are the Kuibyshev storage reservoir, the Volga, Kama and Stepnoy Zai rivers. The water intake is carried out in accordance with water resources management agreements.

The TATNEFT Group does not have a significant impact of the water intake on natural water sources. The volume of water intake from surface and underground sources does not exceed the permitted volume.

Realizing the importance of preserving clean water ecosystems, TATNEFT Group is implementing a project to improve the health of the Stepnoy Zai River, which is a tributary of the Kama River. The purpose pursued  by the project is to identify the main sources of the surface water pollution, attract the attention of economic entities, regulatory and supervisory authorities, plan and initiate the implementation of environmental measures to achieve the water quality that meets the requirements of sanitary standards.

In 2019, there were funds allocated within the framework of the project for the construction of waste treatment facilities and for the construction of sewer systems in the locality of Kaleikino, for the development of design and estimate documentation for the reconstruction of treatment facilities in Bugulma, for the implementation of design works of a unified water disposal network in the village of Santekhnika with subsequent tie-in connection to the pressure sewer collector of treatment facilities in Leninogorsk.

DYNAMICS OF WATER USE FOR VARIOUS NEEDS, MLN M3

68.4% of the water consumed is used for industrial needs, 7% for household and drinking water.

More than 24% of the water is used to maintain reservoir pressure in the "Exploration and Production" business area. Technical water supplied by OOO "UPTZh dlya PPD" and wastewater from other suppliers is used for this purpose.

There was an increase in the volume of water consumed for the purposes of the RPM during the time period under review.

VOLUME OF WATER FOR THE PURPOSES OF MAINTAINING RESERVOIR PRESSURE IN THE BUSINESS DIRECTION "EXPLORATION AND PRODUCTION" OF THE TATNEFT GROUP, MLN M3

An important indicator for the characteristics of the rational water management is the costs in the systems of recycled and re-used water supply. This indicator for the TATNEFT Group amounted to 1,056. 8 million m3 in 2019.

VOLUME OF RECYCLED AND REUSED WATER FOR THE TATNEFT GROUP»,
MILLION M3

The largest volumes of recycled water supply are in JSC "TANECO", OOO "Togliattikauchuk", PJSC "Nizhnekamskshina", OOO "Nizhnekamsk SSC Tyre Factory", OOO "Nizhnekamsk CHPP", PJSC TATNEFT named after V. D. Shashin.

TOTAL VOLUME OF RECYCLED AND RE-SUPPLIED WATER IN THE TATNEFT GROUP'S BUSINESS AREAS IN 2019

DYNAMICS OF WATER DISPOSAL TO SURFACE WATER BODIES FOR THE TATNEFT GROUP, MLN M3

In 2019, there was a decrease in water disposal volumes by 4% in the TATNEFT Group. 

The following measures are implemented to ensure the standard level of wastewater treatment and to completely exclude the discharge of polluted wastewater into the environment:

•  re-equipment of the mechanical wastewater treatment unit was implemented in OOO " Togliattikauchuk” in 2019;

* the first system biological treatment unit was put into operation at JSC "TANECO";

* technological standards for the content of pollutants in wastewater are complied with;

* territory areas of the sites and the place of wastewater discharge they are kept in a proper sanitary and ecological condition.

a significant amount of work was carried out during 2019 to improve the reliability of pipelines for various purposes. Sour service pipes are used to ensure the reliable operation of oilfield pipelines. There were 1,799 km of sour service pipes produced at the Bugulma Mechanical Plant in 2019.

The TATNEFT Group enterprises implement a number of measures aimed at preventing contamination of surface and underground waters in the course of the Company’s activities:

•   the protection of internal surface of process tanks (RVS and GO) is provided with application of anti-corrosion coatings at the oil collection and oil treatment facilities of oil and gas production divisions.

*  dozens of reagent brands were tested and adapted to protect oilfield equipment and pipelines from internal corrosion. There are only highly effective and technologically advanced corrosion inhibitors used currently based on the unification results carried out in recent years. There were more than 5,283 thousand tonnes of highly effective corrosion inhibitors used in 2019.

*   electrochemical protection is an effective means of protection against corrosion damage. In 2019, the total number of PJSC TATNEFT’s wells with cathodic protection of casing strings increased by 64 wells. Cathodic protection was provided for 369.76 km of pipelines. Electrochemical protection against internal and external (ground) corrosion was provided for 32 tanks (RVS) and horizontal settling tanks (GO) was performed.

* the introduction of highly reliable packers and tubing for sour service was continued.

* In 2019, they continued to introduce advanced technologies of the RPM system aimed at reducing the energy consumption and increasing the production efficiency at PJSC TATNEFT. 2019 witnessed the continued implementation of the "Concept for the development of the RPM system for 2016-2020", the work was continued to protect the downhole equipment of injection wells from the effects of high pressure and corrosion failure, as well as to comprehensively optimize the RPM processes.

There is a local network of monitoring points for water bodies operated at the TATNEFT Group in to monitor the state of surface and underground waters in the area of the Company’s activities.

The industrial environmental control of the water bodies’ condition is carried out by the chemical and analytical laboratories of the structural divisions of PJSC TATNEFT and subsidiaries of the TATNEFT Group. Water analysis is carried out for the parameters characterizing the influence of the production processes, and in particular crude oil production, oil processing: chloride-ion, sulfate-ion, total hardness, bicarbonates, hydrogen index, calcium, anion-active surfactants, oil and petroleum products in the dissolved and emulsified state.

 According to the laboratory studies results the water quality in the main rivers of the territory of the Company’s activity was stable in 2019. The content of chloride ions, oil and petroleum products in the dissolved and emulsified state in 2019, in the main rivers and in the vast majority of springs did not exceed the established standards of the harmful substances MPC. Currently, there is a process of their steady concentration reduction in the groundwater taking place.

 Unique treatment facilities of the TANECO Complex»

 The TANECO complex was the first in Russia to build and operate unique treatment facilities using membrane treatment technologies designed for receiving and fine cleaning of all generated wastewater: industrial, domestic, and storm water, providing for possible  return of up to 90% of the treated wastewater to production for reuse. The efficiency of the wastewater treatment based on the marker substances application is up to 99.9% and allows reducing the content of pollutants in the wastewater to the required maximum permissible concentrations for fisheries significance reservoirs.

80%OF TREATED WASTE WATER RETURNS TO PRODUCTION

RUEN
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОТЧЕТ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЗА 2019 ГОД

Охрана водных ресурсов

Разумное и бережное сохранение экосистемы с чистой водой, доступ к водным ресурсам – один из основных факторов устойчивого развития. Компания рационально использует водные ресурсы и реализует меры по снижению воздействия на водные ресурсы, их защите и восполнению во всех регионах своего присутствия, в том числе проводя модернизацию инфраструктуры и внедряя наилучшие доступные технологии. Компания ставит целями увеличение доли оборотной и повторнопоследовательно используемой воды, экологически безопасное обращение с попутно добываемыми пластовыми водами, внедрение современных систем очистки сточных вод.

Доступ к водным объектам, используемым в интересах Компании, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также постановлениями локальных контролирующих органов. Компания не нарушает права на воду и доступ к ней, в том числе местного населения. Территории производственной деятельности Компании не относятся к регионам с дефицитом водных ресурсов.

Согласно лабораторным исследованиям, качество воды в основных реках на территории деятельности Компании поддерживается на стабильном уровне, содержание хлорид-ионов, нефти и нефтепродуктов в растворённом и эмульгированном состоянии не превышает установленных нормативов ПДК загрязняющих веществ.

В 2019 году в ПАО «Татнефть» в 25-ый раз организован и проведён ежегодный конкурс «За поддержание эстетического состояния обустроенных родников и улучшение качества воды».

На территории деятельности Компании силами её подразделений расчищено, каптировано и архитектурно обустроено более 500 родников.

Водопользование в Группе «Татнефть» осуществляется с соблюдением требований Водного кодекса РФ и федерального закона «О недрах» на основании договоров на право пользования водными объектами, решений о предоставлении водных объектов в пользование, лицензий на право пользования недрами с целью добычи подземных вод.

Для обеспечения нормативного уровня очистки сточных вод и полного исключения сброса загрязненных стоков в окружающую среду в 2019 году реализовано перевооружение блока механической очистки стоков ООО «Тольяттикаучук»; на Комплексе «ТАНЕКО» введен в эксплуатацию блок биологической очистки первой системы; соблюдаются технологические нормативы содержания загрязняющих веществ в сточных водах; содержатся в надлежащем санитарно-экологическом состоянии территории площадок и места сброса сточных вод.

В течение 2019 года выполнен значительный объём работ по повышению надёжности трубопроводов различного назначения.

Для обеспечения надёжности функционирования нефтепромысловых трубопроводов используются трубы в антикоррозионном исполнении.

С целью предотвращения загрязнения поверхностных водотоков (рек) и водоёмов нефтью в работоспособном состоянии поддерживаются более 500 стационарных нефтеулавливающих сооружений (НУС), боновых заграждений.

В целях защиты земель, поверхностных и подземных вод в ПАО «Татнефть» выполнен капитальный ремонт более 93 км нефтепроводов систем нефтесбора и подготовки нефти, более 80 км водоводов системы поддержания пластового давления (ППД) с использованием труб в антикоррозионном исполнении, проведено диагностическое обследование более 3 493 км трубопроводов.

В 2019 году водозабор по Группе «Татнефть» увеличился на 29%.

Основными причинами являются:

  • расширение собственного производства, наращивание объемов добычи;
  • ввод в эксплуатацию новых установок на Комплексе НП и НХЗ АО «ТАНЕКО»;
  • вхождение в состав Группы «Татнефть» новых предприятий (ООО «Тольяттикаучук», ООО «Тольяттисинтез»).

 

ДИНАМИКА ВОДОЗАБОРА НА СОБСТВЕННЫЕ НУЖДЫ ПО ГРУППЕ «ТАТНЕФТЬ»,
МЛН М3

Основным потребителем воды в Группе «Татнефть» является бизнес-направление «Разведка и добыча» - 50%. В «Прочие» вошло ООО «Тольяттикаучук» с водопотреблением 19,1 млн м3.

Большую часть воды предприятия Группы получают от поставщиков («другие источники»), наиболее крупным из которых, является ООО «УПТЖ для ППД». 

ПОТРЕБЛЕНИЕ ВОДЫ НА СОБСТВЕННЫЕ НУЖДЫ ПО БИЗНЕС-НАПРАВЛЕНИЯМ
В 2019 ГОДУ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОДОЗАБОРА НА СОБСТВЕННЫЕ НУЖДЫ ПО ИСТОЧНИКАМ ВОДЫ В 2019 ГОД

Основными источниками воды являются Куйбышевское водохранилище, реки Волга, Кама и Степной Зай. Забор воды осуществляется в соответствии с договорами водопользования.

Группа «Татнефть» не оказывает существенного воздействия водозабора на природные источники воды. Объемы забора воды из поверхностных и подземных источников не превышают разрешенные.

Понимая всю важность сохранения экосистем с чистой водой, Группой «Татнефть» реализовывается проект по оздоровлению реки Степной Зай – притока реки Кама. Цель проекта – выявление основных источников загрязнения поверхностных вод, привлечение внимания хозяйствующих объектов, контролирующих и надзорных органов, осуществление планирования и инициирование реализации природоохранных мероприятий для достижения качества воды, удовлетворяющего требованиям санитарных норм.

В 2019 году в рамках проекта были выделены средства на строительство очистных сооружений и на строительство канализационных сетей в н. п. Калейкино, на разработку проектно-сметной документации для реконструкции очистных сооружений г. Бугульма, для выполнения проектных работ единой сети водоотведения в поселке Сантехника с последующей врезкой в напорный канализационный коллектор очистных сооружений   г. Лениногорска.

ДИНАМИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ НУЖДЫ, МЛН М3

68,4% потребляемой воды используется на производственные нужды, 7% на хозяйственно-питьевые.

Более 24% воды используется в целях поддержания пластового давления в бизнес-направлении «Разведка и добыча». Для этих целей используется техническая вода, поставляемая ООО «УПТЖ для ППД», и сточная вода иных поставщиков.

За рассматриваемый период времени наблюдается рост объемов воды для целей ППД.

ОБЪЕМ ВОДЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПОДДЕРЖАНИЯ ПЛАСТОВОГО ДАВЛЕНИЯ ПО БИЗНЕС-НАПРАВЛЕНИЮ “РАЗВЕДКА И ДОБЫЧА” ГРУППЫ «ТАТНЕФТЬ», МЛН М3

Важным показателем для характеристики рационального водопользования являются расходы в системах оборотного и повторного водоснабжения. В 2019 году этот показатель по Группе «Татнефть» составил 1 056,8 млн м3.

ОБЪЕМ ОБОРОТНОЙ И ПОВТОРНО ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ВОДЫ ПО ГРУППЕ «ТАТНЕФТЬ»,
МЛН М3 

Наибольшие объемы оборотного водоснабжения в АО «ТАНЕКО», ООО «Тольяттикаучук», ПАО «Нижнекамскшина», ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК», ООО «Нижнекамская ТЭЦ», ПАО «Татнефть» им В.Д. Шашина. 

ОБЩИЙ ОБЪЕМ ВОДЫ ОБОРОТНОГО И ПОВТОРНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО БИЗНЕС-НАПРАВЛЕНИЯМ ГРУППЫ «ТАТНЕФТЬ» В 2019 ГОДУ 

ДИНАМИКА ВОДООТВЕДЕНИЯ В ПОВЕРХНОСТНЫЕ ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПО ГРУППЕ «ТАТНЕФТЬ», МЛН М3

В 2019 году по Группе «Татнефть» наблюдается снижение объемов водоотведения на 4%. 

Для обеспечения нормативного уровня очистки сточных вод и полного исключения сброса загрязненных стоков в окружающую среду проводятся следующие мероприятия:

  • в 2019 году реализовано перевооружение блока механической очистки стоков в
  • ООО «Тольяттикаучук»;
  • в АО «ТАНЕКО» введен в эксплуатацию блок биологической очистки 1 системы;
  • соблюдаются технологические нормативы содержания загрязняющих веществ в сточных водах;
  • содержатся в надлежащем санитарно-экологическом состоянии территории площадок и места сброса сточных вод.

В течение 2019 года выполнен значительный объём работ по повышению надёжности трубопроводов различного назначения. Для обеспечения надёжности функционирования нефтепромысловых трубопроводов используются трубы в антикоррозионном исполнении. В 2019 году Бугульминским механическим заводов изготовлено 1799 км труб.

С целью недопущения загрязнения поверхностных и подземных вод в процессе своей деятельности Группа «Татнефть» реализует ряд мероприятий:

  • на объектах нефтесбора и нефтеподготовки нефтегазодобывающих управлений обеспечивается защита внутренней поверхности технологических емкостей (РВС и ГО) антикоррозионными покрытиями.
  • для защиты нефтепромыслового оборудования и трубопроводов от внутренней коррозии испытаны и адаптированы десятки марок реагентов. В настоящее время по результатам проведённой в последние годы унификации применяются только высокоэффективные и технологичные ингибиторы коррозии. За 2019 год использовано более 5 283 тыс. т высокоэффективных ингибиторов коррозии.
  • эффективным средством защиты от коррозионного разрушения является электрохимическая защита. В 2019 году общее количество скважин ПАО «Татнефть» с катодной защитой обсадных колонн увеличилось на 64 скважины. Протекторной защитой обеспечено 369,76 км трубопроводов. Произведена электрохимическая защита от внутренней и наружной (грунтовой) коррозии 32 резервуаров (РВС) и горизонтальных отстойников.
  • продолжается внедрение высоконадёжных пакеров и НКТ в антикоррозионном исполнении;
  • в 2019 году ПАО «Татнефть» продолжило внедрение перспективных технологий системы ППД, направленных на снижение энергозатрат и повышение эффективности производства. В 2019 году продолжена реализация «Концепции развития системы ППД на 2016-2020 гг.», продолжена работа по защите внутрискважинного оборудования нагнетательных скважин от воздействия высокого давления и коррозионного разрушения, а также по комплексной оптимизации процессов ППД.

С целью контроля состояния поверхностных и подземных вод в зоне своей деятельности в Группе «Татнефть» функционирует локальная сеть пунктов наблюдений за водными объектами.

Производственный экологический контроль состояния водных объектов осуществляется силами химико-аналитических лабораторий структурных подразделений ПАО «Татнефть» и дочерних обществ Группы «Татнефть». Анализ вод проводится по параметрам, характерным при влиянии производственных процессов, в частности нефтедобычи, нефтеперработки: хлорид-ион, сульфат-ион, общая жёсткость, гидрокарбонаты, водородный показатель, кальций, анионактивные поверхностно-активные вещества, нефть и нефтепродукты в растворённом и эмульгированном состоянии.

Согласно результатам лабораторных исследований, в 2019 году качество воды в основных реках территории деятельности было стабильным. Содержание хлорид-ионов, нефти и нефтепродуктов в растворённом и эмульгированном состоянии в основных реках и в подавляющем большинстве родников не превышало установленных нормативов ПДК вредных веществ. В настоящее время идёт процесс устойчивого снижения их концентрации в подземных водах.

Уникальные очистные сооружения Комплекса «ТАНЕКО»

Комплекс «ТАНЕКО» первым в России построил и эксплуатирует уникальные очистные сооружения, использующие мембранные технологии очистки, рассчитанные на приём и глубокую очистку всех образующихся стоков – производственных, бытовых, ливневых, обеспечивающие возможность возврата до 90% очищенных стоков на производство на повторное использование.  Эффективность очистки сточных вод по маркерным веществам составляет до 99,9% и позволяет снизить содержание загрязняющих веществ в стоках до требуемых предельно допустимых концентраций для водоёмов рыбохозяйственного значения.

 

80%очищенных сточных вод возвращается на производство