RUEN
2019 Interactive Sustainability Report

Environmental activities

We are aware of the responsibility to society for the rational use of natural resources and the preservation of a favorable environmental situation as one of the basic conditions of our activities based on risk-based approaches and taking preventive measures comprehensively aimed at reducing the impact on the environment and ensuring the potential for self-healing of ecosystems.

The company implements consistent research, production, technological, socio-economic, organizational and economic programs and measures aimed at effectively solving problems in the field of environmental safety and awareness of stakeholders about the environmental aspects of its activities.

The company takes measures to prevent environmental pollution, reduce and prevent negative impact on it, including natural objects with increased vulnerability and objects, the protection and preservation of which is of particular importance; increasing the energy efficiency of production processes, ensuring resource conservation, rational use of natural resources, minimizing their losses.

Production and investment planning provides for the identification of all significant factors of impact on the environment, including reducing the loss of oil, gas, as well as oil and gas processing products and preventing their release into the environment; increase in the utilization factor of associated petroleum gas; reduction of greenhouse gas emissions; reducing the significant impact of the Company's activities, products and services on the biodiversity of protected natural areas and areas with high biodiversity value outside the boundaries of protected natural areas; additional risk assessment in ecologically valuable areas.

The company implements the approaches of a comprehensive environmental impact assessment (EIA) of a project from the construction stage to the liquidation stage within the boundaries of the project and its affiliated projects; conducting a strategic environmental assessment (SEA) in the case of large infrastructure projects. A prerequisite for effective performance in this area and in reducing industrial risks is greater employee involvement and maintaining an open dialogue with stakeholders on HSE issues. In 2019, the enterprises of the TATNEFT Group continued purposeful systematic work in the field of improving the environmental safety of technological processes.

We use a “sequential procedure” methodology, in which follow-up actions are formed on the basis of data obtained from the results of the previous level procedure. In the process of environmental management, the Company has established the following sequence of procedures:

  • Maintaining primary accounting in the field of environmental protection;
  • Determination of current environmental obligations and development of measures to mitigate environmental impact;
  • Establishment of target and planned environmental indicators, specifying current environmental obligations;
  • Analysis and assessment of the effectiveness of environmental protection;
  • Determination of directions for improving environmental protection activities and the possibility of further reducing the impact on the environment.
Land reclamation

In 2019, the area of ​​disturbed lands was 1,588 hectares, reclaimed land - 1,336 hectares.
In the TATNEFT Group, in reclaiming disturbed lands during construction and operation of facilities, an integrated approach is used with considerations to the categories of land use, soil types, types of disturbances and pollutions.
To support the reclamation process, PJSC TATNEFT developed and introduced standards for permissible residual content of oil and oil products (RCOOP) for 9 types of soils and grounds of industrial use in 2019. The RCOOP standards were approved by order of the Ministry of Ecology and Natural Resources of the Republic of Tatarstan under No. 89-p dated January 28, 2020.

Protection of sensitive ecosystems

The Company’s activities are based on complex processes aimed at identifying all aspects of interaction with the environment and preventing negative impacts, reducing and eliminating adverse effects on the ecosystem and social environment.

We are implementing integrated monitoring programs to identify areas for improving the effectiveness of our environmental actions.

  • Maintaining databases of sources of exposure and environmental conditions, processing and analysis of information received
  • Determination of compliance with environmental requirements of exposure sources
  • Analysis and forecast of the state of the environment in the regions of activity
  • Carrying out measurements and measurements related to environmental protection
  • Comprehensive measures to ensure emergency prevention and response

The Company's activities are based on complex processes aimed at identifying all aspects of interaction with the environment and preventing negative impacts, reducing and eliminating adverse effects on the ecosystem and social environment.

Voluntary insurance of environmental risks

The company is developing a voluntary environmental risk insurance system within the corporate integrated risk management system.

On the risk management system - Annual report 2019, pp. 158-163 

Subdivisions of TATNEFT Group on an ongoing basis provide insurance against risks associated with damage to the environment. Insurance contracts are concluded for all hazardous production facilities assigned to structural divisions and subsidiaries of the Company. The insurance company compensates for physical and property damage, as well as damage to the environment.

Environmental monitoring

The Company monitors all aspects of the environmental impact, including the state of air, surface and groundwater bodies, land resources, and biodiversity conservation.

The main areas of monitoring:

  • Measurement and sampling related to environment protection;
  • Maintenance of databases of environmental impact sources and state of environment, processing and analysis of the data obtained;
  • Determination of the impact source compliance with the environmental requirements;
  • Analysis and forecast of the environment state in the regions of operation;
  • Development of an environmental monitoring system in new areas of operation.

Environmental monitoring  includes control of environmental impact sources (emissions and discharges of pollutants, wastewater), the state of environmental components (air, surface and groundwater, soil, ground, geological environment), as well as two-level inspection control of compliance with environmental 

>6000measurements of physical factors
>27,000analyzes to determine
the current state of atmospheric air
>2,000observation points for surface and ground water bodies operate in the territory
of the Company's operations
>100thousandchemical analyzes of natural water were carried out in 2019

AMBIENT AIR MONITORING

In order to control compliance with sanitary norms and rules for the protection of atmospheric air in populated areas, as well as within the framework of work on justifying (establishing) the size of sanitary protection zones (SPZ) in the territories of the Company's operation, the state of atmospheric air in settlements, SPZ of production facilities, the level emissions at sources of air pollution - 136 points in settlements and 271 points on the border of the SPZ are under control. In the reporting year, more than 6,000 measurements of physical factors and more than 27,000 analyzes were carried out to determine the current state of atmospheric air.

PROJECT ON AUTOMATED CONTROL OF INDUSTRIAL EMISSIONS OF POLLUTANTS

In 2018, the TANECO Complex, Rosprirodnadzor and the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation launched a joint "pilot" project for automatic control of industrial emissions of pollutants into the air at pollution sources with measurement of industrial emissions parameters. A tripartite "Agreement on cooperation between the Federal Service for Supervision of Natural Resources Management, the Ministry of Communications and Mass Media of the Russian Federation and the TANECO complex" was signed.

In order to ensure monitoring, data transfer was organized from the automatic control systems of industrial emissions of the TANECO Complex to the database of the State Register of Objects that Have a Negative Impact on the Environment (Moscow).

The results of the pilot tests were taken into account when developing regulatory legal acts.

In March 2019, the "Rules for the creation and operation of a system for automatic control of emissions of pollutants and (or) discharges of pollutants" (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of 13.03.2019 No. environment and conditions for the inclusion of stationary sources of emissions (discharges) into this program.

At the conclusion of the agreement, the management of Rosprirodnadzor emphasized that such pilot projects will help to form standards that will allow in the coming years to introduce systems of automatic control of air emissions at all Russian enterprises, which should switch to the best available technologies (BAT). This initiative was implemented in order to ensure effective public administration and ensure environmental safety, increase the effectiveness of supervisory activities. 

MONITORING OF WATER BODIES

The Company has a local network of observation points for water bodies. In 2019, more than 2 thousand observation points for surface and underground water bodies were monitored, more than 35 thousand samples were taken within the framework of local hydro-monitoring, more than 100 thousand chemical analyzes of natural water were performed.

RUEN
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОТЧЕТ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЗА 2019 ГОД

Природоохранная деятельность

Мы осознаем ответственность перед обществом за рациональное использование природных ресурсов и сохранение благоприятной экологической ситуации в качестве одного из базовых условий нашей деятельности на основе риск-ориентированных подходов и принятия превентивных мер, комплексно направленных на снижение воздействия на окружающую среду и обеспечение потенциала самовосстановления экосистем.

Компания реализует последовательные научно-исследовательские, производственные, технологические, социально-экономические, организационно-хозяйственные программы и мероприятия, направленные на эффективное решение задач в области обеспечения экологической безопасности и информированности заинтересованных сторон об экологических аспектах своей деятельности. 

Компания принимает меры по предупреждению загрязнения окружающей среды, снижению и предотвращению негативного воздействия на неё, в том числе на природные объекты с повышенной уязвимостью и объекты, защита и сохранение которых имеет особое значение; повышению энергоэффективности производственных процессов, обеспечению ресурсосбережения, рациональному использованию природных ресурсов, минимизации их потерь. 

Производственное и инвестиционное планирование предусматривает идентификацию всех существенных факторов воздействия на окружающую среду, включая снижение потерь нефти, газа, а также продукции нефте- и газопереработки и предотвращение поступления их в окружающую среду; увеличение коэффициента полезного использования попутного нефтяного газа; сокращение выбросов парниковых газов; снижение существенного воздействия деятельности, продукции и услуг Компании на биоразнообразие охраняемых природных территорий и территорий с высокой ценностью биоразнообразия вне границ охраняемых природных территорий; проведение дополнительной оценки рисков на экологически ценных территориях.

Компания реализует подходы комплексной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта от стадии строительства до стадии ликвидации в границах реализации проекта и его аффилированных проектов; проведения стратегической экологической оценки (СЭО) в случае реализации крупных инфраструктурных проектов. Необходимым условием эффективной результативности в этой области и в снижении производственных рисков является большая вовлеченность работников и поддержание открытого диалога с заинтересованными сторонами по вопросам обеспечения ПБОТОС. В 2019 году предприятия Группы «Татнефть» продолжили целенаправленную системную работу в области повышения экологической безопасности технологических процессов.

Мы применяем методологию «последовательных процедур», в рамках которой последующие действия формируются на основании данных, полученных по результатам процедуры предыдущего уровня. В процессе управления природоохранной деятельностью в Компании установлена следующая последовательность процедур:

  • Ведение первичного учёта в области охраны окружающей среды;
  • Определение текущих природоохранных обязательств и разработка мероприятий по смягчению воздействия на окружающую среду;
  • Установление целевых и плановых экологических показателей, конкретизирующих текущие экологические обязательства;
  • Анализ и оценка эффективности природоохранной деятельности;
  • Определение направлений совершенствования природоохранной деятельности и возможности дальнейшего снижения воздействия на окружающую среду.
Рекультивация земель

В 2019 году площадь нарушенных земель составила 1 588 га, прокультивировано – 1 336 га.

В Группе «Татнефть» при рекультивации земель, нарушенных при строительстве и эксплуатации объектов, применяется комплексный подход с учетом категорий назначения земель, типов почв, видов нарушений и загрязнений.

Для сопровождения процесса рекультивации силами ПАО «Татнефть» в 2019 году разработаны и внедрены нормативы допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (ДОСНП) для 9 типов почв и грунтов промышленного значения. Нормативы ДОСНП утверждены приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан №89-п от 28.01.2020 г.

Актуализированы стандарты организации по рекультивации земель, нарушенных при строительстве и эксплуатации нефтепромысловых объектов, разгерметизации трубопроводов, при применении биотехнологий и составлению проектов рекультивации.

Проведены комплексные полевые и лабораторные исследования по сравнительному анализу эффективности и экологической безопасности новых технологий рекультивации нефтезагрязнённых и засоленных земель. По результатам проведенных научных исследований сформирован перечень наиболее эффективных биотехнологий, с применением аборигенных штаммов в сочетании с наносорбентами (на основе местных агроминералов), а также гуминовых препаратов.

Защита чувствительных экосистем

Деятельность Компании основывается на комплексных процессах, направленных на выявление всех аспектов взаимодействия с окружающей средой и предупреждение негативного воздействия, уменьшение и устранение неблагоприятных последствий для экосистемы и социального окружения.

С целью  выявления областей по улучшению результативности наших природоохранных действий мы реализуем программы комплексного мониторинга.

  • Ведение баз данных источников воздействия и состояния окружающей среды, обработка и анализ полученной информации
  • Определение соответствия природоохранным требованиям источников воздействия
  • Анализ и прогноз состояния окружающей среды в регионах деятельности
  • Проведение измерений и замеров, связанных с охраной окружающей среды
  • Комплексные мероприятия обеспечения системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Деятельность Компании основывается на комплексных процессах, направленных на выявление всех аспектов взаимодействия с окружающей средой и предупреждение негативного воздействия, уменьшение и устранение неблагоприятных последствий для экосистемы и социального окружения.

Добровольное страхование экологических рисков

Компания развивает систему добровольного страхования экологических рисков в рамках корпоративной интегрированной системы управления рисками.

О системе управления рисками  - Годовой отчет за 2019 год, стр.158-163

Подразделения Группы «Татнефть» на постоянной основе осуществляют страхование рисков, связанных с причинением ущерба окружающей среде. Договоры страхования заключаются в отношении всех опасных производственных объектов, закреплённых за структурными подразделениями и дочерними обществами Компании. Страховая компания возмещает физический и имущественный вред, а также вред, нанесённый окружающей природной среде.

Экологический мониторинг

Компания проводит мониторинг по всем аспектам воздействия на окружающую среду, включая состояние атмосферного воздуха, поверхностных и подземных водных объектов, земельных ресурсов, сохранения биоразнообразия.

Основные направления мониторинга:

  • Проведение измерений и замеров, связанных с охраной окружающей среды;
  • Ведение баз данных источников воздействия и состояния окружающей среды, обработка и анализ полученной информации;
  • Определение соответствия природоохранным требованиям источников воздействия;
  • Анализ и прогноз состояния окружающей среды в регионах деятельности;
  • Развитие системы экологического мониторинга на новых территориях деятельности.

Экологический мониторинг включает контроль источников воздействия на окружающую среду (выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сточных вод), состояния компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, грунтов, геологической среды), а также двухуровневый инспекционный контроль соблюдения требований природоохранного законодательства.

>6000выполнено измерений физических факторов
>27 000анализов по определению текущего состояния атмосферного воздуха
>2 000пунктов наблюдений за поверхностными и подземными водными объектами действует на территории деятельности Компании
>100тысячхимических анализов природной воды проведено в 2019 году.

Мониторинг атмосферного воздуха

В целях контроля соблюдения санитарных норм и правил по охране атмосферного воздуха населённых мест, а также в рамках работ по обоснованию (установлению) размеров санитарно-защитных зон (СЗЗ) на территориях деятельности Компании проводится мониторинг состояния атмосферного воздуха населённых пунктов, СЗЗ производственных объектов, уровня выбросов на источниках загрязнения атмосферы – всего под контролем находятся 136 точек в населённых пунктах и 271 точка на границе СЗЗ. В отчетном году выполнено более 6 000 измерений физических факторов и более 27 000 анализов по определению текущего состояния атмосферного воздуха.

Проект по автоматизированному контролю промышленных выбросов загрязняющих веществ

В 2018 году Комплекс «ТАНЕКО», Росприроднадзор и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ приступили к реализации совместного «пилотного» проекта по автоматическому контролю промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на источниках загрязнения с измерением параметров промышленных выбросов. Подписано трёхстороннее «Соглашение о взаимодействии между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и комплексом «ТАНЕКО».

В целях обеспечения мониторинга организована передача данных с автоматических систем контроля промышленных выбросов Комлекса «ТАНЕКО» в базу данных «Государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (г. Москва).

В марте 2019 года утверждены «Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ» (утв. постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 262) обозначившие требования к программам создания на предприятиях системы автоматического контроля за воздействием на окружающую среду и условия включения в данную программу стационарных источников выбросов (сбросов).

При заключении соглашения руководством Росприроднадзора было подчёркнуто, что такие пилотные проекты помогут сформировать стандарты, которые позволят в ближайшие годы внедрить системы автоматического контроля выбросов в атмосферу на всех российских предприятиях, которые должны перейти на наилучшие доступные технологии (НДТ). Данная инициатива реализована в целях эффективного государственного управления и обеспечения экологической безопасности, увеличения результативности надзорной деятельности

Мониторинг водных объектов

В Компании функционирует локальная сеть пунктов наблюдений за водными объектами. В 2019 году осуществлён контроль более 2 тысяч пунктов наблюдений за поверхностными и подземными водными объектами, в рамках локального гидромониторинга отобрано более 35 тысяч проб, выполнено более 100 тысяч химических анализов природной воды.