RUEN
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОТЧЕТ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЗА 2019 ГОД

Права человека и деловая этика

Компания признает важность уважения и соблюдения фундаментальных прав человека, провозглашенных всеобщей декларацией прав человека ООН.

Являясь международной Компанией, ведущей бизнес-проекты в странах с различными политическими системами и культурными традициями, Татнефть исходит из того, что каждый должен обладать всеми провозглашенными в ней правами и свободами без какого бы то ни было различия, независимо от расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, включая право на труд, право на благоприятную окружающую среду, права коренных малочисленных народов и особых групп населения и другие.

Наш подход распространяется на всех наших сотрудников и подрядчиков. Он основан на Всеобщей декларации прав человека, основных конвенциях Международной организации труда и Руководящих принципах ООН в области бизнеса и прав человека. Комплексная проверка прав человека встроена в наши существующие процессы и структуры, такие как Система контроля за здоровьем, безопасностью, окружающей средой и социальным воздействием.

Мы сосредоточены на четырех сферах нашей деятельности, которые в наибольшей степени связаны с обеспечением прав человека: безопасность, трудовые права, цепочки поставок и местные сообщества.

УВАЖЕНИЕ
Компания следует принципу уважения к людям и возможности развития каждого независимо от пола, этнической принадлежности или других различий.

Приверженность правам человека
  • Компания стремится придерживаться основных принципов в сфере трудовых отношений и охраны окружающей среды, закрепленных в конвенциях ООН и Международной организации труда (МОТ).
  • Компания не допускает никаких форм притеснения или дискриминации.
  • В Компании соблюдаются права каждого сотрудника на коллективное представительство интересов, в том числе профсоюзных организаций, исключая любую возможность возникновения враждебной, унизительной или оскорбительной для человеческого достоинства атмосферы.
  • Компания принимает на себя обязательства в отношении прав на благоприятную окружающую среду и безопасный труд и намерена осуществлять весь доступный и практически реализуемый комплекс мер по предупреждению травматизма, профессиональной заболеваемости персонала, аварий и снижению их последствий.
  • Компания поддерживает сохранение национально-культурной самобытности народов, проживающих в регионах деятельности Компании.
  • Компания признает и уважает права профсоюзов, включая права, закрепленные в базовых конвенциях МОТ:
    • право каждого работника быть представленным профсоюзной организацией по его/ее собственному выбору и основные профсоюзные права, касающиеся свободы объединения и права на организацию работников в профсоюзы, а также право на ведение коллективных переговоров;
    • исключение любых форм принудительного или насильственного труда; фактическое исключение детского труда;
    • поощрение и обеспечение равенства возможностей и отношения к работникам в сфере занятости, включая равное вознаграждение для женщин и мужчин за труд одинаковой ценности, а также недопущение дискриминации в области труда и занятости.
Соблюдение прав человека в Компании. Обратная связь. «Горячая линия».

Оценка деятельности Компании в области прав человека осуществляется на постоянной основе в процессе стратегического планирования, оценки аспектов операционной деятельности, в рамках системы управления рисками, анализа обращений на «горячую линию» и обратной связи.

Основные направления мониторинга в области соблюдения прав человека: соблюдение законодательных требований; внутренний аудит в части соблюдения корпоративных процедур и стандартов по направлениям деятельности; проведение процедур оценки воздействия на окружающую среду производственной деятельности и результативности мер по промышленной безопасности и охране труда; взаимодействие с Профсоюзной организацией и мониторинг исполнения Коллективного договора; взаимодействие с заинтересованными сторонами.

Кодекс корпоративной культуры  Компании «Татнефть» включает ценности и правила деловой этики.

В Компании действуют комитеты, в зоне компетенций которых находятся вопросы по обеспечению прав человека:

  • Комитет Совета директоров ПАО «Татнефть» по корпоративному управлению.
  • Управляющий комитет по кадровым вопросам.
  • Комитет по этике и развитию корпоративной культуры.
Обеспечение безопасности

Компания стремится обеспечивать безопасность работы персонала и производственно-хозяйственных объектов, уважая права человека на безопасный труд и безопасность местных сообществ. Мы тщательно оцениваем потенциальные риски нашей деятельности и взаимодействуем с государственными органами, партнерами и подрядчиками, общественными ассоциациями, чтобы обеспечить безопасность наших активов и безопасную рабочую среду для сотрудников и подрядчиков. Компания строго следует принципу превентивных мер по обеспечению безопасности и внедряет стандарты и регламенты обеспечения безопасности на всех своих объектах

Обеспечение трудовых прав

Компания придерживается принципов защиты прав работников и подрядчиков в соответствии с основными конвенциями Международной организации труда и положениями Глобального договора ООН. Трудовые права включают свободу ассоциаций, право на ведение коллективных переговоров, исключение всех видов дискриминации и обеспечение равных возможностей, качественных условий труда, адекватного вознаграждения, исключение принудительного труда и детского труда. Компания стремится создавать инклюзивную среду для людей с ограниченными возможностями и из уязвимых слоев населения, предоставляя качественные рабочие места и создавая возможности для получения образования, а также для дальнейшего развития и профессионального роста. 

Обеспечение прав человека в цепочке поставок

Компания следует политике взаимодействия с партнерами, поставщиками, подрядчиками и субподрядчиками на основе принципов обязательного соблюдения прав человека. Это означает, что в основе любых деловых взаимоотношений Компания видит строгое соблюдение всеми участниками бизнес-процессов основополагающих международных принципов и норм в области прав человека. Мы ожидаем от наших деловых партнеров, подрядчиков и поставщиков приверженности этим принципам и совершенствуем специальные механизмы недопущения любых нарушений в этих областях в деятельности Компании.

Обеспечение прав человека в местных сообществах

Компания оценивает влияние, которое оказывает в результате своей текущей производственной деятельности, а также планируемой деятельности на людей, живущих рядом с нашими предприятиями. Такая оценка основывается на Руководящих принципах ведения бизнеса и прав человека ООН. Компания ставит целью обеспечение предупредительных мер по недопущению негативного воздействия на здоровье и безопасность населения, безопасность окружающей среды и в целом социальную инфраструктуру. Последовательность наших действий включает анализ возможного воздействия и разработку мероприятий по исключению или максимальной минимизации негативного воздействия, а также реализацию целевых проектов по улучшению качества жизни и развитию социальной инфраструктуры на территориях нашей деятельности.

Обзор прогресса

В 2019 – 2020 гг. Компания предпринимала шаги по интеграции процедур обеспечения прав человека в корпоративную практику. 

Принципы по соблюдению прав человека внесены в Кодекс корпоративной культуры Компании и Коллективный договор отдельными разделами.

Основной приоритет уделяется анализу обеспечения прав человека в каждой из четырех сфер, на которых сфокусировано внимание Компании. В частности, информация о текущем состоянии промышленной и экологической безопасности на предприятиях Компании, включая оценку подрядчиков и поставщиков, а также информация о предпринимаемых мерах рассматривается руководством Компании еженедельно с участием топ-менеджмента, вовлеченного в процессы воздействия нашей производственно-хозяйственной деятельности на окружающую среду. Одновременно на регулярной основе рассматриваются вопросы социального благополучия работников и местного населения. 

В условиях пандемии COVID -19 Компания особое внимание уделяет обеспечению мер по сохранению здоровья и жизни людей, мерам профилактики, включая предупредительные меры, тестирование и вакцинацию, а также по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Подробно о действиях Компании в условиях пандемии информация представлена на сайте Компании в разделе #СТОПCOVID19.

Важным направлением по обеспечению прав местных сообществ мы считаем дальнейшее развитие механизмов обратной связи с населением с максимальным охватом заинтересованных сторон. Компания развивает практику Общественных советов по получению обратной связи от населения по реализуемым производственным и инфраструктурным проектам. Проводится регулярное анкетирование и общественные опросы. Работает горячая линия и обеспечивается возможность прямого диалога с уполномоченными представителями Компании. 

 В области трудовых прав наши усилия сосредоточены на развитии возможностей профессионального роста. Одновременно мы проводим постоянный мониторинг, обучения и благополучия работников.

Компания стремится развивать инклюзивную среду для людей с ограниченными возможностями в трудовых отношениях при приеме на работу, повышении квалификации и карьерном росте, в области образования, начиная с младшего возраста, а также в улучшении инфраструктуры для обеспечения хорошего качества жизни.

Фокус 2021 года

В 2021 г.  мы планируем сосредоточится на следующих направлениях:

  • Оценка и улучшения механизма обратной связи с местным сообществом относительно критериев доступа к средствам правовой защиты Руководящих принципов ведения бизнеса и прав человека.
  • Развитие практики Социального лицензирования нашей деятельности.
  • Повышение уровня стандартов соответствия нашей цепочки поставок Руководящим принципам ведения бизнеса и прав человека в части вовлеченности подрядчиков и поставщиков, чтобы гарантировать соблюдение наших принципов благополучия работников на крупных строительных и производственных объектах.
  • Развитие внутреннего обучения по тематике прав человека для работников и подрядчиков. 
Деловая этика

Компания осуществляет свою деятельность на основе поддержания безупречной репутации и соблюдения этических норм ведения бизнеса.

Наши принципы деловой этики определяют правила ведения Компанией бизнеса для эффективной интеграции с бизнес сообществом и социальным окружением, предусматривают неукоснительное соблюдение всеми сотрудниками законодательных, этических и профессиональных норм и стандартов.

В основе принципов деловой этики Компании:

  • Соблюдение прав человека, в том числе трудовых прав, свободы ассоциаций и деятельности профсоюзов, прав местных сообществ;
  • Неприятие и противодействие коррупции и мошенничеству в любых формах и проявлениях;
  • Приверженность правилам честной конкуренции;
  • Информационная открытость.

Мы считаем соблюдение требований законодательства и норм международного права, международных соглашений РФ основой нашей деятельности в области устойчивого развития, а также учитываем лучшие международные стандарты этики бизнеса.

Корпоративные документы Компании содержат нашу официальную позицию и закрепляют нормы поведения и обязательства, касающиеся как взаимоотношений внутри трудовых коллективов, так и взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами. Исходя из принципиальной значимости для нас этических норм, мы требуем выполнения аналогичных обязательств от любых организаций и лиц, действующих от имени Компании и стремимся распространять нормы поведения (включая соблюдение прав человека) на отношения с деловыми партнерами, поставщиками и подрядчиками через их информирование.

Мы ставим своей целью создавать и поддерживать со всеми заинтересованными сторонами долговременные и стабильные отношения, основанные на взаимном доверии, полном выполнении обязательств, открытости, обмене опытом, взаимной поддержке с учетом баланса интересов наших акционеров, деловых партнеров, контрагентов, местного населения и других заинтересованных лиц.

Компания поддерживает свободную конкуренцию и предпринимательство, проводит справедливую открытую политику в отношении конкурирующих организаций. Компания не вступает в отношения с лицами, использующими незаконные и/или неэтичные методы ведения бизнеса.

Выступая в качестве работодателя, налогоплательщика, природопользователя, Компания относится к своим обязанностям со всей добросовестностью и разумностью и стремится вносить эффективный вклад в экономическое и социальное развитие регионов присутствия и создание благоприятных условий жизни в них.

Компания является ответственным партнером государства, делового сообщества, населения, общественности и во всех регионах своей деятельности взаимодействует и проводит консультации с деловыми партнерами, контрагентами, представителями общественности и всеми, кто сотрудничает с Компанией по социально значимым вопросам, связанным с ее деятельностью.

Мы открыто информируем акционеров, партнеров, сотрудников и другие заинтересованные стороны о своей деятельности, обеспечивая реализацию их права на регулярное и своевременное получение полной и достоверной информации в порядке и в формах, установленных действующим законодательством и внутренними документами Компании.

Компания защищает конфиденциальную информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну, инсайдерскую информацию, а также персональные данные в соответствии с действующим законодательством. Порядок доступа к такой информации, ее использования и защиты устанавливается действующим законодательством и соответствующими внутренними документами Компании.

Комитет по этике и развитию корпоративной культуры

Комитет по этике и развитию корпоративной культуры является совещательным органом Компании по вопросам, связанным с соблюдением деловой этики и содействию интеграции единых стандартов корпоративной культуры по Группе «Татнефть».

В компетенции Комитета принятие соответствующих решений и выработка рекомендаций для работников и должностных лиц Компании.

Все заинтересованные лица могут обратиться в Комитет по этике и развитию корпоративной культуры по всем доступным каналам связи, включая Горячую линию.

В сложных случаях, касающихся этических аспектов взаимодействия с конкурентами, сотрудникам следует обращаться к руководству Компании, а руководителям — к Совету директоров и его соответствующим комитетам.

Основным механизмом обеспечения высокого уровня корпоративной деловой этики и предотвращения любых нарушений мы считаем укрепление корпоративной культуры. Компания реализует соответствующие целевые программы и мероприятия, направленные на повышение знаний работников по всем аспектам принятых корпоративных норм и стандартов, а также в области тенденций развития передовой бизнес-практики и устойчивого развития в целом.